Театральная жизнь финской общины в старом Петербурге
Рождение финского театра
Рождением финского театра следует считать 25 мая 1872
г. В этот день было проведено учредительное собрание, на котором был основан
театр под руководством Каарло Бергбома. Было запланировано пропагандировать
финское театральное искусство по всей Финляндии. Одним из первых удачных
спектаклей была «Леа» по пьесе А,Киви. Успеху способствовало блестящее
исполнение главной роли шведской актрисой Шарлоттой Раа. Правда, она не
владела финским языком, а заучивала свои реплики наизусть. Первые спектакли
Финского театра прошли в Пори, а с весны 1873 г. начались представления
в Хельсинки, в арендованном у русского театра помещении «Аркадии» в Кампи.
В первом театральном сезоне было проведено 26 спектаклей. В те же годы
начались и оперные постановки на финском языке. Поскольку финноязычная
аудитория в Хельсинки была невелика. Театру приходилось постоянно гастролировать
по стране перед новой публикой. Практически сразу после возникновения
национального финского театра КБергбома в Финляндии, начались его выступления
и в Петербурге.
Финский театр в Петербурге
Самыми удачными для Бергбома были гастроли в Петербурге,
где спектакли КБергбома проходили неизменно под аплодисменты перед полным
залом. В 70-х годах финский театр выступал обычно на сцене так называемого
Приказчичьего театра. Гастроли длились несколько недель.
Успех сопровождал театр Бергбома и в 80-х годах. В то
время в самой Финляндии ещё не было достаточного количества финской театральной
публики. С другой стороны, ведь в тс годы именно в Питере поддерживался
финский язык и культура. В 1873 - 1900 годах финский театр давал в Петербурге
регулярные спектакли. КБергбом считал петербургские гастроли важней составной
частью становления финского театра. В Петербурге можно было видеть талантливых
актёров: Давыдов, Савина, Варламов. Русское драматическое искусство в
те годы пришли к глубокому реализму лучших спектаклей русской классики:
Гоголя, Грибоедова, Островского, Сухово-Кобылина. В те годы в Петербурге
работали труппы на разных языках: немецком, французском. Например, произведения
Оффенбаха, исполнявшиеся на французском языке, были так же популярны,
как в Париже. Ближайший помощник и соратник КБергбома Оскар Вилхо организовывал
специальные регулярные посещения финскими актёрами Петербурга с целью
обучения актёров. Весной 1882 г. в финском театре поставили «Женитьбу»
Гоголя, а осенью «Ревизор». В 1890 были поставлены «Отелло» и пьесы Островского.
Красочные образы героев Гоголя и Островского в исполнении финских актёров
имели большой успех. Актёр Кнут Векман в 1886-87 гг. неоднократно ездил
в Питер на спектакли с участием Долматова в роли Хлестакова. В последующем
К.Векман стал блестящим исполнителем главного героя «Ревизора». Для постановки
пьесы «Власть тьмы» Финская актриса Катри Раутио много раз изучала игру
Савиной в роли Акулины. Приезды финских трупп в Петербург как правило,
встречали одобрительные отзывы в русской прессе. Таковы, например, были
отзывы газет «Голос» и «Новое время» в 1891 г.
Когда Ида Аалберг овдовела, она создала свою труппу и
стала выступать с ней в Петербурге. В их репертуар входили: «Нора», «Сильва».
С этой труппой она гастролировала в Петербурге А затем с другой труппой
в Москве Спектакли на финском языке по пьесам А.Киви и других авторов
шли при полном зале. Успех был больше, чем в Хельсинки. Имя Иды Аалберг
стало очень популярно в Петербрге. К сожалению, тогда спектакли прекратились
из-за отптствия постоянного помещения. Впоследствии Ида Аалберг неоднократно
приезжала с гастрольными спектаклями, а затем и переселилась в Петербург.
Бергбом Каарло Кари Йохан
(Kaarlo Bergbom, 1843-1906)
Основатель финского театра, родился в Выборге, в семье
сенатора. Его отец возглавлял литературное общество. Друзьями семьи были
Снелман и Сюгнеус. Рано потеряв мать, талантливый юноша оказался на попечении
старшей сестры, которая поддерживала его дарование и заменяла ему мать.
Уже в 16 лет мальчик поступил в университет, и к двадцатилетнему возрасту
стал кандидатом философии.
В молодости К. Бергбом мечтал посвятить себя литературе.
Его идеалом был В.Гюго. Он хотел стать поэтом, причём финским поэтом.
Но настоящей страстью Каарло стал театр. Он мечтал о создании национального
финского театра. В соответствии с идеями Снелмана он считал, что создание
собственной разносторонней культуры для Финляндии не менее важно, чем
развитие экономики. В сфере театрального искусства КБергбом обратил внимание
на русское драматическое искусство, находившееся на подъёме в те годы.
Это был период расцвета реализма.
Во второй половине XIX века в Хельсинки работал шведский
театр, а позже и русский театр. Студенты университета пробовали ставить
отдельные финские пьесы. Но решительным толчком было проведение учредительного
собрания, на котором был выбран руководителем театра К Бергбом. Ему тогда
было всего 29 лет, но он уже пользовался авторитетом благодаря своим статьям
о театре и незаурядной активности. Было запланировано пропагандировать
финское театральное искусство по всей Финляндии. Бергбом выбрал в качестве
автора А.Киви и не ошибся. Одним из первых удачных спектаклей была «Леа»
по пьесе А.Киви. Первые спектакли Финского театра прошли в Пори, а с весны
1873 г. начались представления в Хельсинки, в арендованном у русского
театра помещении «Аркадии» в Кампи. Успех первого театрального сезона,
когда было проведено 26 спектаклей, воодушевил КБергбома. В те же годы
начались и оперные постановки на финском языке. Каарло Бергбом был одновременно
драматургом, режиссёром и руководителем театра. Он сам подбирал репертуар
как финских авторов, так из русской и мировой классики. Бергбом дружил
с А.Киви, а позднее поддерживал Минну Кант и Г. фон Нумерса. Ему очень
помогала его сестра Эмилия, которая заботилась об экономической деятельности
театра. Строительство нового прекрасного здания театра было завершено
в 1902 г. Тогда же театр стал называться Финским национальным театром.
Карл Бергбом возглавлял финский театр 33 года до конца жизни, и остается
в истории как основоположник национального театрального искусства.
Аалберг Ида Эмилия
(Ida Emilia Aalbcrg, 1857-1915)
Великая финская актриса родилась в небогатой семье дорожного
мастера в Янакала (в Хяме). Из-за материальных трудностей девочка не смогла
получить полноценного образования: всего лишь один год в финской школе
для девочек и частные уроки в своей деревне. Но у неё рано проявился природный
талант к декламации, а когда Ида впервые попала на гастрольный спектакль
финского театра в Хяменлинна, её судьба была решена. В 17 лет она убегает
из дома в Хельсинки, и приходит в финский театр, к КБергбому. Вероятно,
он сразу почувствовал в ней будущее украшение финской дал ей возможность
дальнейшего обучения в сцены, и взял её в обучение. Первая известность
пришла к Иде в 1877 г. Но самый громкий успех ждал молодую аирису после
роли Норы в одноимённой пьесе Г.Ибсена. (1880). В следующие годы театр
КБергбома набирал силу, а Ида Аалберг играла заглавные роли во многих
спектаклях: Марию Стюарт (пьеса Шиллера), Офелию («Гамлет»), Гретхен в
«Фаусте». Стокгольм аплодировал ей в роли Офелии.
В 1893 г, оставшись вдовой, Ида основала свою труппу,
в репертуаре которой входили: «Нора», «Сильва». Она также выступала на
гастролях в Скандинавии. В 1894 г. ИАалберг выходит замуж за заядлого
театрала Иескул-Гюльденбандинга и переезжает на постоянное местожительство
в Петербург. В эти годы она много играет, с особым успехом выступает в
спектаклях: «Дама с камелиями», «Леди Макбет», «Дом», «Теодора». С триумфом
прошло открытие «Народного театра» в Петербурге, где Ида играла роль Кивен
Леана. В то же время она выступает с немецкоязычной труппой. Играет в
пьесах Ибсена, Стриндберга, Чехова. Много гастролирует по России, Финляндии,
Германии, Скандинавии. В 1906 году скончался КБергбом. Ида Аалберг берёт
на себя руководство Финским национальным театром. Она художественный руководитель,
режиссёр и одновременно играет в спектаклях. Так продолжалось до 1914
г., когда было отмечено сорокалетие творческой деятельности актрисы. Это
был её звёздный год: Она вечер за вечером блестяще играла в пьесе Судермана
«Дом», проводила гастроли со своей труппой, где её Нора вызывала неизменные
овации зала. И вдруг в январе 1915 г. Ида внезапно заболевает и умирает.
Она скончалась в Петербурге, который стал городом её славы и успехов.
Ида Аалберг осталась в памяти современников как потрясающая
трагическая актриса, у которой было редкое сочетание женского обаяния,
твердого сильного характера и творческой чуткости. Поражало её умение
перевоплощаться и полностью отдаваться характеру своей героини. Отважная
и трудолюбивая, она на сникала при неудачах, искала новые возможности,
чтобы отдать блестящий талант своему народу, финскому театру. Все отмечают
её трудолюбие: ведь Иде приходилось готовить и заучивать роли на пяти
разных языках. Кроме театра Ида отдавала много времени декламации. У неё
был мелодичный голос со специфическим грудным оттенком. С детства Ида
много выступала с чтением стихов и прозы на сцене, руководила постановкой
голоса в театре.
Вилхо Оскари
(OskariVilho, 1840-1883)
Талантливый финский актёр конца XIX века. Родился в Кухмалахти
в семье учителя. Начал учиться в Хельсинкском университете, но в 1863
поступил в Новый театр. После пожара из-за закрытия театра переехал в
Стокгольм учиться в театральном училище. Уже в 1864 г. вернулся в Хельсинки,
где с успехом стал участвовать в спектаклях студенческого финского театра.
Временно поступил на службу писарем в канцелярию сената. Но ушёл оттуда
сразу, как только Каарло Бергбом в 1872 основал финский театр. Вилхо с
энтузиазмом примкнул к нему и стал верным помощником во всех делах. Он
выполнял обязанности гастрольного директора, и семь лет с успехом организовывал
гастрольные турне театра. В действительности у Вилхо были очень невыгодные
внешние данные для актёра: невысокий рост, невыразительные, обыденные
черты лица, тихий голос, слабое здоровье. ...Однако, у него был пылкий
артистический темперамент и ясный стальной ум. А также талант энергично
воодушевляться своей ролью углубляться во все её детали. Он стал выдающимся
жанровым (характерным) актёром, имел громадный успех в комедийных ролях.
Вилхо блестяще воплощал персонажей Мольера, а также комедийные роли в
пьесах А.Киви. Помимо громадной административной работе по организации
спектаклей и гастролей, Вилхо также переводил на финский язык пьесы, в
частности, с французского на финский пьесы Мольера. До конца жизни Оскар
Вилхо был правой рукой и помощником КБергбома, в частности, во время их
гастролей в северной столице на Неве, где финская публика тепло встречала
Вилхо как актёра. В последние годы жизни Вилхо тщетно старался преодолеть
туберкулёз лёгких, который и сгубил его.
Финский балет и Петербург
Рождение финского балета также очень тесно связано с
Петербургом. Главное влияние здесь оказал Мариинский театр и многолетние
усилия Эдварда Фацсра. Стиль и техника Мариинского балета стали предметом
подражания. Сначала Э.Фацер приглашал русский балет для выступлений в
Хельсинки, где они танцевали на сцене Александрийского театра. Надо отметить,
что Фацер вывозил звёзды русского балета не только в Суоми, но и в Европу;
причём сделал это на год раньше Дягилева, что потом было незаслуженно
забыто. В 20-е годы в Хельсинки работало немало русских педагогов балета.
Впрочем, и первыми примами финского балета стали местные русские балерины,
например, Люсия Нифонтова, много лет проработавшая на финской сцене.
Фацер Эдвард
(EdvardFazer 1861-1943)
Э.Фацера можно считать важнейшей фигурой музыкальной
жизни Финляндии первой трети XX века: талантливый пианист, импресарио
и оперный дирижёр, но главное, - он стал создателем и руководителем финской
национальной оперы и балета. Эдвард с детства обучался игре на фортепьяно:
сначала в Финляндии, а затем в Петербурге, в знаменитой консерватории.
Это было как раз в те годы, когда консерваторией руководил её основатель
великий пианист Антон Рубинштейн. Эдвард Фацер с 20-ти лет начал концертную
деятельность, потом совершенствовался в игре в Вене и Германии. Выступая
с концертами в России, Германии, Скандинавии -Э.Фацер приобрёл международную
известность. Вернувшись в Финляндию в 1903 г., Фацер организовал своё
концертное агентство. Э.Фацеру удалось организовать гастроли в Александровском
театре Хельсинки таких знаменитых артистов, как Ф.Шаляпин, С.Рахманинов,
Л.Собинов, Крейслер. В центре внимания гастрольной деятельности был Мариинский
театр Санкт-Петербурга, его знаменитый балет. В 1908 г. Фацер организовал
блистательные гастроли балетной труппы Мариинского театра по Западной
Европе. Тогда впервые Европа аплодировала таланту звезды балета Анны Павловой.
В 1904 г. Фацер провёл первые гастроли оперы в Александровском театре
Хельсинки, были поставлены оперы «Тангейзер», «ФЛоска», «Кармен». Фацеру
пришлось пожертвовать собственной концертной деятельностью, чтобы наладить
постоянные оперные спектакли в Хельсинки. Но его мечтой была собственная
финская опера и балет. В 1911 г. вместе со знаменитой финской певицей
ААкте и композитором Оскаром Мериканто Фацер основал в Хельсинки «Отечественную
оперу», которая позже стала Национальной оперой.
Только в 1922 г. Эдварду Фацеру удалось основать в Александровском
театре финскую балетную труппу. На основе классических традиций русской
балетной школы Мариинского театра стал набирать силы национальный балет
Финляндии, К числу первых звёзд балетной труппы Фацера надо назвать Анну
Павлову и Ольгу Преображенскую, которая имела по матери финские корни.
В знаменательный день 19.01.1919 г. оперой «Аида» открылся сезон Национального
театра независимой Финляндии. А затем, будучи бессменным директором Александрийского
театра в 1919-1938 гг., Э.Фацер в одновременно исполнял обязанности художественного
руководителя. По существу, он много лет оставался энергетическим мотором
и душой национальной оперы, совмещая в себе директора, пианиста, режиссёра
и мецената, вкладывая в постановки и гастроли свои собственные средства.
Даже оставив пост директора, он до конца жизни фактически руководил театром
|