Отдых в Финляндии


+7 (495) 540-58-01

 

Отдых в Финляндии. Коттеджи Финляндии.

Наши консультанты

Мы ответим на Ваши вопросы прямо сейчас!

Елена
ICQ: 224175654

Skype: Turpomoshnik

e-mail: info@turpomoshnik.ru

Тел,: +7 (495) 540-58-01 (Круглосуточно)

 

Финляндия

  История страны
  Население
  Язык
  Национальные характер
  Национальная кухня
 

Рестораны

 

Кафе

  Природа
  Климат
География
  Южная Финляндия
  Западная Финляндия
  Восточная Финляндия
  Губерния Оулу
  Лапландия
  Аландские острова
  Города и курорты
  Озёрный край
Туризм и отдых в Финляндии
Коттеджи в Финляндии
Отели в Финляндии
Туры в Финляндию
Интересное в Финляндии
  Достопримечательности
  Выставочные центры в Хельсинки
  Музеи Финляндии
  Родина Санта Клауса
Развлечения в Финляндии
  Праздники
  Фестивали
  Парки развлечений
  Шоппинг
Справочник Финляндии
  Как добраться
  Виза в Финляндию
  Посольство
  Таможня
  Страхование
  Транспорт
  Аренда автомобилей
  Правила вождения
  Деньги
  Связь
Мини разговорник
Карта Финляндии
Фото Финляндии
Статьи о Финляндии
Рассказы о Финляндии
Советы туристам

 

Туры в Финляндию

Все туры

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

> Статьи и рассказы о Финляндии > Картонная и полировачная фабрика "Верла"
 

Картонная и полировачная фабрика "Верла"

В провинции Северная Кюменлааксо в селе Яала приблизительно в 150 км от Хельсинки расположился малюсенький промышленный городок, состоящий из бывшей картонной и полировочной фабрики. лесопилки, мельницы, электростанций, складов, конюшни и водного канала.

История полировочной фабрики «Верла» берет свое начало в 1872 году, когда молодой финский инженер Хуго Нойман (Hugo Neuman) основал на этом месте скромное производство по шлифовке и полировке бумаги. История фабрики чуть не закончилась трагически в 1876 году после большого пожара, спалившего фабрику дотла. Но фабрика была построена заново и вместе с ней картонный завод. Проектом восстановления фабрики руководил выходец из Австрии Готтлиб Крэйдл (Gottlieb Kreidl), который стал первым патроном, возглавлявшим «Верлу» почти 30 лет.

Главным продуктом, производимым фабрикой, был белый древесный картон, производившийся самой разной толщины и предназначенный для упаковочных и полиграфических нужд. Его главными покупателями были Россия и центральная Европа, однако время от времени покупатели приезжали даже из Латинской Америки. Годовой объем производства составлял около 2 тысяч тонн картона, т.е. приблизительно столько же, сколько современная картонажная фабрика производит за одни сутки.

В 1922 году фабрику «Верла» перекупило А/О «Кюми» во владении которого она находилась до самого конца производства в 1964 году. Уже в 1972 году в «Верла» был открыт первый в Финляндии промышленный музей, который ЮНЕСКО в 1996 году включило в список памятников охраняемой мировой архитектуры.

В «Верла» посетитель получает представление об условиях работы и трудовых навыках начала XX века, видит быт и условиях жизни патронов и рабочих в небольшом промышленном поселении.

Основная часть зданий на территории фабрики была построена по проекту выборгского архитектора Эдуарда Диппеля (Eduard Dippell, 1855-1912), немца по происхождению. В 1885 году по его плану был построен Дом патрона (Patruunan pytinki), где сегодня размещается летний ресторан. Спустя тринадцать лет в 1898 году он же руководил работами по перестройке и расширению дома. ЭДиппель спроектировал также кирпичное здание для полировки бумаги (1895 г.), здание сушилки (1893 г.), склад чурок и пожарный гараж (1898 г.) и склад из белого кирпича (1902 г.).

Архитектура деревянного Дома патрона и узорчатых кирпичных зданий фабрики соответствовала среднеевропейским течениям того времени и была типична для скандинавского промышленного строительства той эпохи. Мельничный склад, например, построен из исключительно редкого в то время в Финляндии светлого кирпича производства кирпичного завода в Ракколанй-оки.

Древесина поступала на фабрику лесосплавом по реке. Приемный склад находился метрах в 200 вверх по течению. Древесина поднималась из воды с помощью подъемника, приводимого в движение лошадями. Бревна укладывались вдоль рельсовых путей и перевозились на тележках на лесопилку. Там бревна распиливались циркульной пилой на чурки длиной в 50 см., которые очищались от коры на окорочной машине. Тщательная окорка позволяла удалять с чурок все нечистоты и получать исключительно белый картон. Ввиду того, что на фабрике не использовали химикатов или красителей окорке придавалось особо весомое значение.

После окорки чурки поступали на второй этаж в машины размола древесной массы. Таких машин на заводе было две и обе они были изготовлены в Финляндии. Каждую машину обслуживал свой рабочий, беспрерывно загружавший чурки в восемь загрузочных карманов, расположенных вокруг машин. Каждая машина перемалывала до 15-17 мЗ древесины в сутки. Размолочные машины не были электрифицированы и приводились в движение водяными турбинами. Так длилось до самого конца - до 1964 года.

Молотая древесная масса под собственным весом стекала по деревянным желобам на сито, где от нее отделялись мелкие щепки и кусочки древесины размером со спичку и более. С сита масса поступала на сортировку.

Производство картона происходило на восьми картонажных машинах фабрики. Древесная масса после сортировки стекала собственным весом на машины, где между двумя осями-орбитами образовывался картонный лист. Одновременно с машины поступало четыре готовых картонных листа размером 700x1000 мм. Когда толщина картона достигала заданного значения раздавался звон колокольчика и лист отделялся можжевеловой палочкой от вала. Листы укладывались на столы вперемешку и через каждые пять сантиметров прокладывались металлическими или фанерными прокладками. Готовые пачки картона укладывались на тележки и везлись на пресс для выжимки лишней воды.

После этого готовые но влажные листы картона везлись на сушку в здание, расположенное по соседству и отапливаемое отходами коры и березовыми поленьями. Во время сушки температура в помещении повышалась до 75 градусов. Хотя на время разгрузки температуру в здании сбрасывали, рабочим тем не менее приходилось работать почти в банных условиях. Сушка картона занимала четверо суток и на ней работали одни женщины.

Высушенные листы картона попу пали в цех полировки и далее на сортировку. Поскольку при сушке картона все листы перемешивались на сортировке каждый лист взвешивался отдельно и сортировался согласно своему весу в пачки по 50 кг. Наиболее известной сортировщицей картона была Мария Маттсон, проработавшая на фабрике 51 год, след ноги которой по сей день виден на полу возле крайних весов.

После сортировки пачки картона упаковывались в 200 килограммовые связки и отправлялись заказчикам в Финляндии. России, Европе или Америке. Из картона «Верла» изготовлялись книжные обложки и упаковки для различной утвари.

Как уже ранее говорилось в качестве силовой передачи измельчительных машин использовались водяные турбины через ленточные и зубчатые передачи. Интересной деталью этой передачи, является деревянная шестерня - по сравнению с металлической ее было проще ремонтировать и, кроме того, она издавала значительно меньше шума, чем металл.

Фабрика-музей «Верла» принадлежит и содержится на средства концерна «УПМ-Кюммене».

Наскальные рисунки

В 300-х метрах от фабрики на противоположном берегу реки из воды поднимается отшлифованный ледником крутой гранитный утес, на котором у самой кромки воды неизвестный художник, живший 5-10 тысяч лет до нашей эры, запечатлел стадо лосей и группу охотников. Рисунок, сделанный красной охрой сохранился до наших дней только потому, что был залит кремнеземом, образовавшим над ним защитный слой. Длина рисунка - почти шесть метров, а высота полтора метра. Нижние фрагменты находятся в полуметре от поверхности реки. Это свидетельствует о том, что поверхность воды порога Верла была 5 тысяч лет до нашей эры приблизительно на том же уровне, что и сегодня. Рисунки обнаружил в 1974 году Тимо Миеттинен.

На древнем рисунке четко видны очертания восьми лосей и еле заметные фигуры трех охотников. Все остальное, в частности лодки, уничтожено временем.

Лоси, люди, охота - это основная тематика почти всех наскальных рисунков. Древние рисунки отображают важнейшие ритуалы людей каменного века: охоту и шаманство. Их задача заключалась, по-видимому, в закреплении успеха охоты. При этом лось был для людей того времени не только дичью, но мифическим отцом - защитником племени.

В районе Кюменлааксо известно 18 каменных рисунков, а по всей Финляндии их 80. Все они сделаны красной охрой по отвесным скалам и отдельным крупным валунам. На плоских горизонтальных скальных поверхностях рисунков найдено не было. Рисунки охраняются государством как древние реликвии.