Образование. Музыкальная и театральная жизнь финов в
старом Петербурге
Приход Св. Марии - центр религиозной и культурной
жизни
В восьмидесятых годах XIX века в Санкт-Петербурге насчитывалось
более 26 тысяч финнов, то есть примерно столько, сколько было в то время
в городе Турку. Петербург мог считаться, таким образом, вторым или треть-им
по величине городом Финляндии. Но это был особый «город - в городе» среди
крупнейшей европейской столицы. Жизнь финской общины Питера была налаженной
и интенсивной. Работали церковные приходы и приходские школы. Финские
дети получали образование на родном языке. Выходили газеты на финском
языке, работали добровольные общества. На финском языке проходили концерты
и спектакли.. Центром финской религиозной и культурной жизни оставалась
Марианкиркко - церковь Св. Марии. Освящение церкви Святой Марии состоялось
12 декабря 1804 г. в день рождения государя Александра I. Ее строил архитектор
Х.Г.Паульсен - зять и ученик Ю.Фельтена. Она напоминает творения этого
зодчего: уютный приходский храм среди сплошной городской застройки. С
этого дня церковь Св. Марии непрерывно служила верующим 134 года.
Настоятели общины Св. Марии часто приглашали видных деятелей
из Финляндии. Так, в бытность настоятелем Карла Сирена, у него гостили
ЭЛённрот, М.А.Каст-рен, Т.Е.Еуропеус. Последним настоятелем общины с 1911
до 1918 года был отец известного финского архитектора Юхо Сааринен.
Финские школы. Добровольные общества.
Начальные школы были созданы еще в 1820 г., когда царское
правительство выделаю на эти цели 2000 рублей. К концу века в городе было
уже десять финских школ, располагавшихся в местах компактного расселения
финнов; в Казанской и Адмиралтейской частях, на Васильевском острове,
на Песках, в Коломне, а также на Выборгской стороне и на Охте. Уровень
преподавания был не хуже, чем в Финляндии. Для подготовки кадров финских
учителей в 1863 г. в Колпино была открыта учительская семинария
В доме 6 рядом с церковью располагалась Евангеличе-ско-лютеранская
консистория, а затем высшая церковная школа. Тут же размещался Совет прихода
и контора финского банка (пока не было построено богатое здание финского
банка на Невском проспекте напротив Казанского собора). Позже здесь же
нашлось место для финского гимнастического общества «Риенто». В соседнем
доме работал финско-шведский книжный магазин, большая финская библиотека,
контора АЛиндберга по продаже финляндских промышленных изделий.
В столице существовали три больших финских книжных магазина
и много библиотек, которыми руководило общество культуры «Факел» (Soihtu).
Вообще в конце XIX в, начинается интенсивное образование финских клубов
и обществ в Петербурге. Самым многочисленным было общество трезвости «Начало»
(Alku). Благотворительное общество («Hyvantekevaisyys») - помогало детям
из бедных семей. Два женских общества (Rouvasvaenyhdistys и Pietarin Suomalaincn
naisyhdistys) - опекали сиротские дома для девочек и мальчиков, обучали
их ремеслам. Молодежь охотно записывалась в физкультурное общество (Voimistelu).
Издательства и газеты
В столице России регулярно выходили три газеты на финском
языке: «Inked», «Uusi Inkeri», «Neva», представлявшие различные политические
направления финского общества.
Большим успехом пользовался ежегодный иллюстрированный
календарь на финском языке. Он назывался «Календарь финского народа России»,
и в нём публиковалось много информации о текущей жизни финских приходов
Ингерманландии, о праздниках и собраниях.
Музыкальная жизнь финнов в Петербурге.
Финская община Петербурга обладала достаточно высоким потенциалом, чтобы
вести собственную культурную деятельность. Конечно, музыкальная жизнь
концентрировалась вокруг Марианкиркко. Главным общим увлечением было хоровое
пение Ещё в 1872 г. Моосес Путро основал в Питере «Союз песни петербургских
финнов». Позже оно выросло в «Музыкальное общество петербургских финнов».
В 1916 г. в церкви на Конюшенной был построен новый орган. Первым, кому
была предоставлена честь сыграть на нём, был известный финский композитор
Оскар Мериканто, часто бывавший в Питере. Он с удовольствием давал концерты
в Петербурге. Популярным было как церковное пение, так и финские народные
мелодии. Но тем не менее все с нетерпением ожидали приезда на гастроли
мастеров из Финляндии. В Петербурге гастролировали такие финские знаменитости
как композитор Тойво Куула, всемирно известный певец Абрахам Оянперя,
певицы Майкки Ярнефельт-Палмберг (Maikki Jaraefelt, o.s. Pakarinen, 1871-1929)
и Грета фон Хаартман. Значительным событием каждый раз был приезд Яна
Сибелиуса Qean Sibelius, 1865-1957), который много и охотно выступал на
невских берегах, где у него было много друзей. Выступления Сибелиуса в
качестве дирижера своих новых произведений встречали неизменно тёплый
приём и в Москве, и в Петербурге. В декабре 1906 года композитора пригласили
в северную столицу для участия в симфонических концертах русского пианиста
и дирижёра А.И.Зилотти. Там под управлением Сибелиуса впервые была исполнена
симфоническая фантазия на темы «Калевалы» «Дочь Похьолы», а также «Возвращение
Леммин-кяйнена».
Оба произведения получили высокую оценку у публики и
в прессе. «Возвращение Лем-минкяйнена» - «это быстрый полноструйный поток,
полюных сил и безудержной радости», - писала «Русская музыкальная газета»
в 1906 г. Пребывание в Петербурге способствовало сближению финского композитора
с крупнейшими русскими музыкантами. Сибелиус близко общался с Н.А.Римским
-Корсаковым и крепко подружился с А.К. Глазуновым. «Сколько незабываемых
вечеров мы провели с Глазуновым в Петербурге и Хельсинки, как много мы
играли друг другу», - вспоминал Ян Сибелиус впоследствии. Он неоднократно
подчёркивал, что в своём творчестве стоял на тех же принципах национальной
самобытности, что и русские мастера, и называл Глинку, Бородина, Мусоргского.
С особой теплотой Сибелиус отзывался о Чайковском и Глазунове.
Петербургские вечера при свечах с Сибелиусом повлияли
и на творчество Глазунова. По совету своих финских друзей Сибелиуса и
финского композитора Р.Кая-нуса Глазунов написал «Финскую фантазию» для
оркестра, а также «Финские эскизы» из «Калевалы». В ноябре 1907 года в
Петербурге состоялось представление новой Третьей симфонии Я.Сибелиуса,
которую он закончил летом в своём любимом убежище «Айно-ла». Симфония
имела успех в Петербурге, а затем и в Москве, где в честь композитора
были проведены тематические концерты, целиком посвященные финской музыке.
В Петербурге исполнялись сюиты Сибелиуса: «Пир Валтасара», «Пелеас и Мелесанда»,
звучали его романсы. В эти дни «Русская музыкальная газета» писала: «В
обеих столицах заметен интерес к финляндской музыке, в особенности к наиболее
талантливому художнику - Яну Сибелиусу. В Петербурге исполняются его новые
симфонические произведения. Л в Москве он находит русского издателя».
Интересно отметить, что в архивах Ф.Шаляпина есть ноты «Вальса» Сибелиуса
с надписью великого певца: «Искренне браво!!!». Хочется подробнее рассказать
об отдельных деятелях, внёсших свой вклад в финскую музыкальную культуру
в Петербурге.
Моосес Путро
(Mooses Putro, 1848-1919)
Моосес Путро (Putronen) родился в окрестностях Петербурга,
в ингерманландской деревне Тууттари (Tuutari) в семье зажиточных крестьян.
Закончил в 1866 г. с отличием Колпинскую семинарию и получил звание учителя
органной музыки и кантора (дьячка). В 1867-72 гг. служил преподавателем
в Колпинской семинарии, а также продолжал учительствовать в своей родной
Туутари. В 1878 году успешно закончил Петербургскую консерваторию по классу
органа. И в последующем многие годы (40 лет) проработал органистом в Петербурге
в финской церкви Св. Марии на Б. Конюшенной.
Помимо своей основной работы этот талантливый и энергичный
человек проявил себя и как организатор. В приходе Св. Марии М.Путро сформировал
из церковного кружка настоящий хор, который назвал в 1872 г. «Союз песни
петербургских финнов». Этот хор выступал на всех церковных торжествах,
а на празднике песни в Выборге в 1889 г. завоевал первое место. В начале
1900-х гг. хор стал «Музыкальным обществом петербургских финнов». Моосес
Путро был также композитором. Он создал ряд песен и инструментальных произведений
(для органа), которые исполнялись в церковных приходах Ингер-манландии.
Самым известным его произведением была песня «Поднимайся, Инкеримаа!».
В Петербурге он также продолжил преподавательскую деятельность в церковной
школе Казанского прихода. На этой должности он оставался до конца жизни.
Путро активно занимался также общественной и газетной деятельностью.
Канторы (дьячки) прихода Св.Марии.
Церковный уклад лютеранской церкви в России не определял
точно обязанностей кантора. В церкви Св. Марии кроме проведения службы
ему приходилось выполнять и канцелярскую работу, для чего надо было владеть
немецким (по старой традиции) и русским языком. Должность утверждалась
на заседании церковного совета, Практически в финской общине Петербурга
от кантора требовалось окончить Колпинскую семинарию или аналогичное учебное
заведение в Финляндии. Помощником М.Путро в музыкальных и канцелярских
делах прихода на Б. Конюшенной до 1899 г. был выходец из Туусула Пегтер
Сандквист (Petter Sandqvist). До Питера он исполнял туже должность в Суоменлинна
и Урья-ла, а до этого работал учителем в Финляндии. Однако, учительская
семинария в Колпино уже готовила свои кадры. После Сандквиста кантором
стал выпускник семинарии, уроженец Лемболова Пекка Рякконен.
Мериканто Оскар
(Oscar Merikanto, 1868-1924)
Будущий композитор родился в Хельсинки, в семье старшего
кондуктора. С раннего детства стремился обучаться музыке. Учился играть
на фортепьяно, скрипке, органе. Уже в 12-ти летнем возрасте играл на органе
на церковных праздниках. Рано начал сочинять. Популярный впоследствии
«Летний вальс» он сочинил в 15-ти летнем возрасте. С 18-ти лет стал давать
концерты на выездах по Финляндии. В 1887 год)' Оскару предоставили государственную
стипендию для обучения в Лейпциге.Там он учился два года, а вернувшись
в Хельсинки, стал преподавать в школе органистов., и выпустил книгу по
обучению игры на органе, а также книгу «Органы» (вместе с М.Тууленхеймо).
В 1919 г. он получил звание профессора. О.Мериканто стоял у истоков Финской
оперы, был её первым капельмейстером с 1911 по 1922 год. Его дирижёрское
искусство отличалось эмоциональным и искренним звучанием. Всю жизнь Мериканто
вёл активную концертную деятельность. Он часто сотрудничал с А.Оянперя.
Их совместные пасхальные концерты стали важной традицией в музыкальной
жизни столицы Финляндии. О.Мериканто часто выступал в Петербурге. Финская
община Питера считала его своим музыкантом. Поэтому именно ему была предоставлена
честь, первому сыграть на новом органе в Мариенкиркко на Б.Конюшенной
в 1916 году.
Влияние О.Мериканто на пробуждение национальной музыкальной
культуры трудно переоценить. Он был первым, кто стал сочинять музыку на
финские стихи (первым был J-H.Er.kki). Для его мелодий всегда была характерна
глубокая лиричность и искренность. Его песни приобрели удивительную популярность
в стране. Им создан ряд оперных произведений: музыка для спектакля «На
сплавной реке» стала первой оперой написанной на финский текст. Затем
написаны: «Смерть Элины». «Девушка с севера», «Регина фон Эммеритц» и.т.д.
Оянперя Абрахам
(Abraham Ojanpera, 1857-1915)
Певец и учитель пения. Родился в Лимиикс, невдалеке от
Оулу в семье крестьянина. Рано осиротел, работал пастухом. Земляки из
Лимминки помогли способному мальчонке учиться, он закончил педагогическое
училище в Ювяскю-ля. Его мечта осуществилась в Хельсинки, где он брал
уроки пения под руководством Э.Михслина и Н.Энгмана. В Хельсинки он стал
преподавать пение в Новом музыкальном училище, где проработал свыше тридцати
лет, заслужив репутацию выдающегося педагога вокального искусства. Его
учениками бьии замечательные певицы М.Ярнефельт-Палмберг и Ида Экман.
Он служил капельмейстером в Йоханнескиркко, а также преподавал церковное
пение в Университете. А.Оянперя обладал красивым голосом (бас) и много
концертировал как певец. Его регулярные пасхальные концерты вместе с О.Мериканто
были всегда важным событием в музыкальной жизни Хельсинки. Их выступлений
всегда ждали с нетерпением и в Петербурге, где они собирали полные залы.
Оянперя выступал также как оперный певец в отечественной опере.
Куула Тойво
(Toivo Kuula, 1883-1918)
Родился в г. Вааса, в семье гвардии-фельдфебеля. Умер
в Выборге. В роду его отца были музыкально-одарённые люди. Тойво учился
5 лет в лицее. Затем перешёл в Хельсинкское музыкальное училище. Из-за
бедственного материального положения прекратил учёбу. Когда ему удалось
продолжить обучение в Хельсинки, его учителем стал композитор ЭАЯрнефельт.
Куула сочинил в это время несколько значительных произведений для хора,
а также инструментальные произведения, например, сонату для скрипки, В
музыке тех лет у Куула проявился патриотизм и национальные мотивы, взятые
из знакомых Тойво с детства северных мелодий. Осенью 1907 года пришёл
громкий успех в концертной деятельности. Его авторские концерты на гастролях
в Берлине, Париже и особенно в Петербурге пользовались успехом, демонстрировали
его одарённость. Финская аудитория в Петербурге воспринимала произведения
Т.Куула как продолжение национальной финской музыкальной культуры и неизменно
тепло встречала композитора. Его инструментальные произведения: «Морская
дева«, «Сын раба», «Северная серия», «Прелюдия и фуга» - выявили редкую
мелодичность и эмоциональность автора.
В 1910-11 гг. Куула работал в г. Оулу в качестве руководителя
оркестра, неоднократно гастролировал по Европе. Ранняя смерть помешала
композитору осуществить свои замыслы: закончить симфонию «Юпитер» и оперу
на темы «Калевалы». Тойво Куула помнят в Скандинавии: в Финляндии, Швеции
и Норвегии есть общества его
Ярнефельт Эдвард Армас
(Edward Armas Jamefelt, 1869-1959)
Известный композитор и дирижёр. Родился в Выборге, в
семье Августина Ярнефельта и Елизаветы, урождённой Клодт фон Юргенсбург,
когда отец был назначен туда начальником топографического отдела. Эдвард
вырос в семье, сохранившей в Финляндии петербургские культурные традиции.
Переезд в Выборг не был значительным изменением в жизни семьи. Сохранялись
крепкие связи с родными по матери в Питере, с русским окружением и культурой.
Эдвард Армас закончил классический лицей в Куопио. Затем учился в Хельсинкском
университете на юридическом, но скоро музыка взяла верх, и он целиком
отдался музыкальному образованию, сначхла в Хельсинки, ас 1890 г. в Берлине
и в Париже под руководством Массне. Стажировался помощником дирижёра в
Магдебурге, Брешу. В 1898-1903 гг. Армас работал дирижёром оркестра в
Выборге. Его концерты пользовались успехом у выборгской и петербургской
публики. Но начинается новый этап жизни. В 1907 г. Ярнефельт переезжает
в Стокгольм, с которым связывает многие годы дальнейшей работы. Он становится
дирижёром Шведской Королевской оперы, и остается на этой должности до
1932 года. Получает звание придворного дирижёра. В 1932-36 гг. возвращается
в Хельсинки, где получает должность художественного руководителя и дирижёра
Финской оперы. Получил звание профессора в 1940 г. Э.А. Ярнефельт один
из значительных композиторов Финляндии. В его произведениях звучат сердечные
и искренние народные финские мелодии. Особенно популярны песни на стихи
финских поэтов такие как: «Колыбельная волны», «Тихий, тихий вечер», «Воскресенье»
и др. Он также писал мелодии песен на шведские тексты. Из оркестровых
произведений хорошо известны симфоническая поэма «Кронсхолма» (1894),
несколько кантат для хора, а также музыка к спектаклям. Музыкальное творчество
Э.А.Ярнефельта было известно и неоднократно исполнялось в Петербурге.
|