Элиас Лённрот
Элиас
Лённрот родился 9 апреля 1802 года в южнофинском приходе Самматти в семье
портного
Фредрика Юхана Лённрота. В семье было семеро детей. Уже
в раннем детстве проявилась талантливость Элиаса. Он научился читать в
пятилетнем возрасте и книги стали его большой страстью. Среди окружающих
постоянное стремление Элиаса к чтению книг порождало легенды и анекдоты.
“Вставайте, Элиас Лённрот уже давно сидит на суку дерева и читает!” этими
словами хозяйка соседней торпы будила своих детей. По другому преданию
Элиас однажды проголодавшись, попросил хлеба, которого у матери тогда
не оказалось. “Хорошо, тогда я почитаю”, заявил мальчик. Несмотря на бедность,
родители Элиаса решили отправить его в школу. Упорно стремящийся к знаниям
мальчик сумел справить ся со всеми трудностями на пути к знаниям. В университет
в Турку Лённрот поступил в 1822 году.
В университете Лённрот, как было тогда принято, обучался
нескольким специальностям. Наряду с медициной, он проходил курс латыни,
греческого, истории и литературы. Лённрот познакомился также с небольшим
кругом преподавателей и студентов, которым была близка национальная идея.
Основной своей задачей они видели развитие родного языка. Выяснилось,
что Восточная Финляндия и, в особенности, на русской стороне находящаяся
Беломорская Карелия это те местности, где еще живут старые песни. Лённрот
написал диссертацию о финской мифологии, о Вяйнямёйнене. Эта брошюра на
латинском языке появилась в 1827 году. После этого Лённрот продолжил свое
обучение медицине и получил удостоверение врача в 1832 году. В 1827 Финляндию
постигла катастрофа. Столица страны город Турку сгорел дотла. Обучения
в университете в 1827-1828 годах не проводилось. Поэтому Лённрот провел
всю зиму работая домашним учителем в Весилахти. Мысль о поездке в Карелию
для сбора рун зародилась именно в это время.
Лённрот принимает решение отправиться летом 1828 года
в Карелию и в провинцию Саво записывать народную поэзию. Занимаясь собирательской
деятельностью Лённрот пробыл в своей первой поездке за рунами все лето
и возвратился осенью в Лауко с большим багажом записей, всего около 6000
строк, из которых большую часть составляли заклинания и эпические руны.Осень
он провел в Лауко, подготавливая накопленные материалы для печати.
Лённрот продолжал учиться в переведенном в Хельсинки
университете, но его самым любимым занятием была работа над текстами старинных
рун. Он относился к той небольшой группе образованных людей своего времени,
стремлением которых было не только записывать старый фольклор, но и расширить
использование финского языка в целом. Эти цели ставило перед собой образованное
в 1831 году Финское Литературное Общество. Лённрот стал его первым секретарем
и на долгое время также самым активным членом. Одним из первых задач Общества
было финансирование поездки Лённрота в Беломорскую Карелию с целью записи
рун. Эту экспедицию тем не менее пришлось прервать, собиратель рун был
вызван выполнять функции врача в борьбе с эпидемией холеры. Следующим
летом, в 1832 году поездка все таки состоялась и Лённрот записал около
3000 строк заговорной и эпической поэзии.
В 1833 году Лённрот занял должность врача в маленьком
и отдаленном городке Каяни. Отсутствие оставшихся в Хельсинки единомышленников
заменяла близость песенных краев Беломорской Карелии. Родился и новый
план издания рун. Лённрот поставил себе задачу издать песни отдельными,
группирующимися вокруг главных героев, циклами. Четвертая собирательская
поездка была с точки зрения истории рождения Калевалы поворотным моментом.
В деревнях Виена Лённрот смог воочию убедиться насколько жива там была
песенная традиция. Лённрот начал готовить свои записи для печати. Руны,
собранные в первой поездке, были изданы в виде носящих имя Кантеле тетрадей
в 1829-1831 годах. После экспедиции 1833 года были подготовлены рукописи
Лемминкяйнен, Вяйнямёйнен и Свадебные песни. Они, тем не менее, не удовлетворяли
Лённрота. Задачей его было создание цельной поэмы, крупномасштабного эпоса,
прообразом которой были Илиада и Одиссея Гомера, а также древнескандинавская
Эдда. Так родилась первая цельная поэма, состоящая из 5000 строк, которую
впоследствии назвали Начальной Калевалой. Однако в мыслях Лённрота снова
была Карелия, снова Виена. В пятой экспедиции в апреле 1834 года Лённрот
встретил Архиппа Перттунена, который оказался самым большим мастером-исполнителем
из встреченных им рунопевцев.
После поездки 1834 года мысль о едином эпосе, по мнению
Лённрота, стало возможным воплотить. Лённрот обдумывал его построение,
bmsrpemmhe связи между рунами. Впоследствии Лённрот рассказал, что в целом
придерживался того порядка построения рун внутри эпоса, который он находил
у лучших рунопевцев. Калевала была готова в начале 1835 года. Предисловие
к ней Лённрот подписал 28 февраля. Выход в свет Калевалы не погасил собирательской
страсти Лённрота. Он уже в апреле и октябре того же 1835 года продолжал
свою работу в Беломорской Карелии. Настоящее большое путешествие за рунами
он совершил в 1836-1837 годах, когда он через Виена направился в Лапландию
и вернувшись оттуда, продолжил свой путь из Каяни на юг, в финляндскую
Карелию. Пример Лённрота воодушевил также многих других на собирание народной
поэзии. Лённрот начал составлять новое расширенное издание Калевалы. Оно
появилось в 1849 году. В эту новую Калевалу Лённрот добавил целые циклы
рун и внес изменения в большую часть текстов.
Старая Калевала была еще относительно близка к изначальным
текстам исполнителей. В ходе составления новой Калевалы Лённрот отходил
все дальше от первоначальных образцов. Свой метод Лённрот обосновывал
так: — я считал, что обладаю тем же правом, которым по моему убеждению
многие рунопевцы считали себя обладавшими, а именно правом располагать
руны в том порядке, в котором они лучше всего укладываются одна относительно
другой, или говоря словами руны: “Сами сделались певцами, сотворились
знахарями”, т.е. я считаю себя не менее хорошим рунопевцем, чем они сами.
|