От Хельсинки до Мюнхена и обратно
Отправляясь в начале июня 2002 года финско-русской
семьёй в Мюнхен в гости к питерскому русско-еврейскому другу мы с женой
поделили роли так: она искала приемлемый вариант паромной переправы
и собирала вещи, я составлял маршрут, добывал карты и готовил машину.
Паром стоил нам вместе с каютой порядка 1000 евро, ночлег в гостинице
Ростока ещё 150 евр. Наш семейный автомобиль Пежо 405 "универсал"
за 11 лет эксплуатации накрутил 170 тыс. км и востребовал непосредственно
перед поездкой очередного ремонта: замену передних стоек, ремней ГРМ
и генератора, встало это в 360 евро вместе с работой. Зато можно было
быть спокойным за машину.
Переправа
Чтобы попасть из Финляндии в Германию нужно или плыть
паромом, или лететь самолётом. Популярность автотуризма между двумя
странами растёт, поэтому вот уже второй год открыта третья паромная
переправа, из Ханко в Росток. В Финляндии билеты на Superfast Ferries
распроданы до конца лета. Это не балтийская, а греческая компания, два
новых лайнера которой курсируют ежедневно встречным маршрутом и идут
от причала до причала 21 час. Плюс 2 часа на погрузку и час на выгрузку,
получается непрерывный цикл эксплуатации. "Небольшой" 10-палубный
корабль немецкой постройки с финскими двигателями берёт на борт 600
пассажиров, 100 легковушек и 100 грузовиков, а если грузовиков меньше,
то тогда впускают дополнительные легковые (особенно это актуально для
русских и казахских перегонщиков немецких б/у автомашин, которые толпятся
в Ростоке, ожидая возможности для переправы).
В порту Ханко на терминале Superfast Ferries по предъявлении
ваучера получаем посадочные талоны и магнитные карты от каюты, паспорта
никто не спрашивает, хотя я свой российский с Шенгенским видом на жительство
держал наготове. Погрузка длится часа полтора-два, сначала в трюмы загоняют
фуры, автобусы, трейлеры, а потом уж "мелюзгу". На судне экзотический
персонал (греки, негры, малайцы, филиппинцы) помогает найти каюту. Отправление
в 21 вечера, а мы не догадались прихватить закуску с собой; ужин типа
Buffet на двоих взрослых и ребёнка обходится в 55 евро, впрочем "шведский
стол" привлекателен, богат мясом, рыбой, и невольно объелись. Выходя
в море, паром "приседает": заливает в балластные отсеки воду
и тем самым выравнивает свою горизонтальную плоскость, а также повышает
устойчивость. Крейсерская скорость 25-28 узлов, максимум 30 (= 55 км/ч).
Это заметно по тому как идущие попутным курсом суда довольно быстро
остаются позади. На судне ресторан, дискотека, 3 бара, сауна, детская
игровая комната, такс-фри шоп, в-общем скромненько и уютно. Кроме финнов
и немцев на корабле полно русских, голландцев (у них отпускной сезон).
Персонал говорит на 4-5 языках. Каюты оборудованы душевой, эффективный
воздухообмен, но из-за двигателей вибрация такая, словно едешь на поезде.
С погодой на море повезло, и по ходу парома были видны датские и шведские
берега. После завтрака (цена половина от ужина, но практически та же
гора съестного) семейство разбрелось по судну, дети в игровую комнату,
папа - к игровым автоматам. Для меня это первый раз и на пароме, и в
Германии, поэтому мандраж, что да как: Заранее прочитал весь возможный
теоретический материал про автобаны. Американцы про них понаписали дифирамбов:
будто у них в Штатах хайвеев нету )
Росток
"Ганзейский город Росток" на самом деле находится
не на Балтийском море, а на лагуне речки Варнов. Немецкий берег вырисовывается
единой линией на юге, паром пробирается по фарватеру, минует песчаные
пляжи городка Варнемюнде и швартуется к причалу Ростокского "заморского"
порта. На берегу никакого контроля, никто не спрашивает паспорта, документов
на машину. Из порта начинается 4-рядная трясучая бетонка с разделительной
полосой, всё вокруг заросло ивовыми кустами и травами, словно в России.
Это и есть автобан, ещё в первозданном гитлеровском виде. Отыскиваю
въезд в город, а по узковатым ухабистым улицам - дорогу к отелю. В гостинице
у ж/д вокзала стоянка для авто платная, 8 евро в сутки. Фрёйляйн за
стойкой регистрирует меня по фамилии Kukow, на здешний лад (как напоминание
о бывшем славянском населении Шверинского края здесь встречаешь и городки
и фамилии типа Gьstrow, Bьtzow, Krakow, Teterow). Выходим на вечернюю
прогулку по Ростоку: малолюдно, в воздухе резвятся стрижи. Тротуары
ухабистые, здания малоопрятные, мусорно, газоны некошены, парки выглядят
мрачновато. Списываем неухоженность города на наследие ГДР, хотя тут
и там идёт перестройка улиц и кварталов. Перед подъездами нередки кучи
строительного мусора и практически на дороге типичные мусорные контейнеры
страшноватых цветов (по закону мусор нужно сортировать, поэтому контейнеров
штук 5-6). Всё ещё встречаются такие чудеса автостроения как Вартбург
и Трабант. О том что это уже юг (хотя - широта Москвы) свидетельствуют
могучие пышные акации, вековые дубы и раскидистые каштаны. Воскресный
вечер, в центре работает несколько закусочных, слоняется молодёжь. Но
у пивных кранов почему-то пусто несмотря на тёплую погоду. В-общем городок
скучный, провинциальный, чуть в сторону от центра - и ни души, лишь
подозрительные рожи выглядывают из окон и дверей почти пустых заведений.
Впрочем дети нашли игровую площадку и от души там оттянулись.
Автобан
С утра пораньше откушав в гостинице с немецкого "шведского
стола" запаковываемся в авто. Оплата стоянки по магнитной карте
занимает какое-то время: за 13-14 часов автомат решил содрать с меня
7 евро (и тут обсчитали), а финские монетки евро с лебедями (монеты
в 1 и 2 евро и центы у каждой страны Евросоюза свои) отказывался проглатывать.
Выезжаем на берлинскую автостраду. Пейзаж украшен многочисленными ветряными
электростанциями. В остальном первое впечатление - словно Мурманское
шоссе за Питером: две не очень ровных заплатанных полосы шоссе в одну
сторону, кусты, перелески, луга, коровы, пованивает свиным навозом:
Отличие от Финляндии и тем более России в том, что вдоль дороги каждые
2 км оранжевые телефоны аварийного вызова, а также много опрятных стоянок,
оборудованных биотуалетом и многочисленными мусорными баками. В российских
описаниях автобанов нередко зачисляют и предназначенную для спецтранспорта
и аварийной остановки обочину (в английском варианте shoulder) в разряд
полос для движения, отсюда могут быть разночтения о количестве полос
на автобане.
Северные немцы едут аккуратно, так что водить даже
проще чем в Финляндии. Ближе к Берлину становится жарче, и заезжаем
подкрепиться и освежиться в новенький Растхаус (каждые 50-60 км типовые
стоянки с несколькими кафе, рестораном, заправкой). Как в закусочных,
так и просто в гриль-киосках популярным товаром является жареная сарделька,
братвурст (серая или белая на цвет, довольно жирная и пряная, но вкусная)
и боквурст (более привычная российскому и скандинавскому вкусу), впрочем
там много и ещё всяких вурстов. Широк выбор всякой выпечки, свежих пирогов,
запеканок. Цены как в Финляндии, но порции побольше. Удивление вызвало
то, что туалет при кафе и на заправках платный, и хотя обычно там просто
стоит копилка или тарелка с надписью типа "добровольно поддержите
усилия уборщиц положив в копилку 20 центов", но в бывшей ГДР перед
"удобствами" часто топчется тётка и требует аж 30 центов с
посетителя. Берлин объезжаем стороной по занудному запруженному объездному
шоссе, и далее с него отворот на Мюнхен, 570 км автобана из которых
половина идёт по Восточной Германии, и потому его то расширяют, то ремонтируют
мосты. Насчёт немецкой эффективности : вот они косят травку возле автобана.
В Финляндии это один трактор или сервисный грузовик с косилкой и мигалкой
на крыше. Едет себе по обочине, косит. А тут : целых ТРИ оранжевых грузовика,
один спереди мигает, второй следом косит, третий сзади с предупредительным
щитом - и ещё там люди отдельно идут спереди, мусор что ли подбирают
чтобы косилку не повредить:
Ограничение скорости по Восточной Германии на неотреставрированных
автобанах 130 (местами так трясёт что и это лишка), а там, где идёт
ремонт, движение 60-80 км/ч, хотя всё же в 2 полосы (левая страшно узкая,
всего 2 метра, слева бетонные блоки, справа металлическая ограда, неприятно:).
А вот где ограничение кончается, тут-то немцы и притапливают: Особенно
хороша дорога на стороне ФРГ: ни ямки, ни трещинки. В Баварии впрочем
в одном месте на шоссе немцы нашли-таки ямку. Заделывать её потребовалось
2 машины и 6 человек...
Итак, трёхполосный автобан. Правая полоса для тихоходов
- фуры, автобусы, легковухи с прицепами. Я там в основном и пилил J
Вторая - для обгона оных и для "обычного" движения на скорости
порядка 130 км/ч. И третья - по ней летят кто сколько может: на мой
взгляд в среднем по 200 км/ч. Судя по следам на асфальте, обочинах и
на отбойниках, улетают именно с этой полосы. Особенно если в дождь притормозить:
Я ехал около 100-110, не пережигая топливо, машина
нагружена, движок 90 л.с. слабоват, а потом в "Свободной Республике
Баварии" ближе к Нюрнбергу пошли горы, воздух разрежен, и мощность
ещё более упала. А потребление топлива возросло. Бензин продают так:
Benzin (это 92-октановый), Super Bleifri (95-й неэтилированный), и ещё
какой то Super Extra (очевидно 98-й); аналог 95-го стоит примерно 1,05
евро за литр.
Километров за 60 до Мюнхена в старом университетском
городе Ингольштадт производят мечту автомобилиста - Ауди. После Мерседеса
это второй по популярности автомобильный брэнд Германии, далее идёт
БМВ. Затем на юге по убывающей Фольксваген, Опель, Форд, Рено, Ситроен,
Пежо, Фиат. Американских машин в отличие от Финляндии практически нет,
зато ближе к Мюнхену вовсе нередки Порш и БМВ моделей X5 и Z8 (www.bmw.ru/russian/choose/automobiles/).
Стиль вождения на юге агрессивный, несутся кто как может, и даже если
висит знак ограничения 100, всё равно норовят пролететь около 180 км/ч.
А полиции нигде не видно.
Мюнхен
Основали Мюнхен в незапамятном веке католические монахи,
оттуда и его название, затем на речке Изар вырос укрепленный город.
С 1255 года это временная, а затем и постоянная столица Баварии, где
проживали герцоги и курфюрсты. Баварцы вечно держались особняком, отбились
в войнах Реформации от северного лютеранства и остались католиками.
Там и сейчас свой парламент, правительство, премьер-министр. А их разговорную
речь обычному небаварскому немцу понять трудно, не говоря уж об иностранцах.
Известнейшие мюнхенские фирмы - это BMW и Siemens. Безработицы в Баварии
мало, сами немцы неплохо обеспечны капиталом и не рвутся работать в
сервисной сфере, потому город уже на 20% заселен иммигрантами: турки,
югославы, венгры, арабы, негры, китайцы: При въезде в город далеко на
юге виднеется цепочка снеговых хребтов Альп. До них всего 60-70 км.
Впрочем любоваться Альпами за рулём сложно, 3-4 ряда машин идут впритык,
и ещё нужно следить за указателями. Всё равно вначале заблудился, поехав
по "кольцу" (запруженные транспортом и светофорами улицы по
2 полосы) не туда. На заправке "Шелл", куда я свернул за помощью,
служащий минут 5 объяснял на ужасном то ли швабском то ли баварском
диалекте что надо ехать"цырик" (а не привычное нам "цурюк")
километров 7. Сам город расположен на высоте 600 м над уровнем моря,
на широте Одессы, но горы влияют на потоки воздуха с Атлантиики, и погода
там такая: с марта по октябрь выше 20 градусов тепла, но в апреле может
валить снег, а среди лета могут идти мощные дожди и температура снижаться
до +15, что и произошло с 7 июня, благо я уже оттуда уезжал.
Кстати, про безработицу: вот пример того как с ней
борются. Заходишь в типовое кафе. Кухня, там слоняются человек пять
разной масти арапов. Прилавок с едой, глаза разбегаются. За прилавком
строгого вида фрау или фройляйн, всё конечно вежливо, "грюсс готт",
но без тени улыбки. Говоришь что тебе надо, или сам выбираешь. Но чаще
приходится тыкать пальцем через витрину. Тётка по ту сторону прилавка
кричит типу сидящему поодаль на кассе (турку или негру), чего выбивать.
Идёшь в кассу платить. Потом с чеком или без чека обратно к прилавку:
вот тогда тебе выдадут: кофе, булки и т.п. Казалось бы, Бавария от СССР
была далеко: а вот поди ж ты:
Мюнхен изобилует не только пивными и ресторанами, но
и музеями, галереями. Много парков, церквей и просто красивых улиц,
в архитектурном плане застройка конца прошлого века и начала нынешнего
мало отличается от Хельсинки. Но всё это удобнее осматривать пользуясь
муниципальным транспортом - развитая сеть трамваев, метро (U-Bahn),
электричек (S-Bahn). На машине в Мюнхене тоскливо: сооружая роскошные
автомобили, немцы патологически склонны экономить на улицах и проездах
(и не только на них). Всё кроме автобанов страшно узко, ни обочин, ни
площадок: Парковать машину на улице - сущий кошмар, всё впритык, и часто
с въездом на тротуар, так как улочки даже в спальных кварталах 60-х
годов узкие и иначе там не разъехаться. Увидев свободное место для парковки
на противоположной стороне улицы мюнхенец плюёт на все правила и движение,
разворачивается налево и лезет туда. И потому я понимаю, почему у немцев
в городе всё же популярны машинки покороче, а самая прикольная - это
двухместная коротышка Smart, обрубок производства фирмы Даймлер, что
делает Мерседесы (www.a-r.ru/tests/smart_229/smart2.htm). И всюду таблички,
таблички: Каждый метр городской площади расписан: что, почём, когда
и как можно тут парковать. Но чаще всего - таблички с запретами, Verboten
- в кафе, в парках, на воротах домов, да где угодно. Немцев хлебом не
корми, дай что-нибудь запретить. Например при входе в ботанический сад
я насчитал 13 пунктов запретов. И так всюду:
Скрываемое, но всё же прорывающееся недружелюбие по
отношению к иностранцу, туристу - норма жизни. Типа, понаехали тут:
Не зная всех их норм поведения обязательно нарушишь запрет, поэтому
услышать по отношению к себе их любимое ругательство "шайзе"
можно от персонала киоска или кафе. В отличие от северных ГДР-овских
немцев, здесь английский язык даже если и понимают, как правило упорно
отвечают по-немецки. Говорят, что это якобы из-за нелюбви к американцам,
те разбомбили Мюнхен в конце войны и оккупировали Баварию крайне сурово.
В городе в целом немало русских, но их слышишь не так часто как в Хельсинки.
Впрочем к русским у южных немцев отношение лучше чем к англоязычным,
по крайней мере нейтральное. К цветным тоже кажется притерпелись, лишь
бы те говорили по-немецки. Но это на юге в "бундесе" - в бывшей
ГДР на фоне безработицы и экономической зависимости от запада растёт
и ширится нацистское настроение среди молодёжи. Общее выражение малосимпатичного
и отнюдь не "арийского" (не такого как у Штирлица-Тихонова)
лица у баварцев на улице или в транспорте вне зависимости от возраста
и пола или злобное или тупое. Лишь порой случайно выскочит из спортивного
кондиционированного Порша или БМВ ухоженная дама с приятной фигурой,
но с непременно злым взглядом: Картину скрашивает многоликая толпа всех
расцветок: вездесущие туристы, местные иноземцы:
Старый Мюнхен невелик, его можно не спеша, с заходом
в кафе или ресторан, обойти пешком за полдня. Еда конечно у них качественная,
помимо мясных блюд вкусная выпечка, кофе хорош. Самая типичная чисто
баварская едальня, "Донисль" на знаменитой (но маленькой)
площади Мариенплац - отличное место для любителя поесть хорошего мяса.
На редкость приятное обслуживание, большие порции отборной молодой вкуснейшей
свинины. Развитая европейская материальная и прочая культура представлена
и в жизни, и в многочисленных музеях. В посвященном достижениям и истории
германской техники Дойчес Музеум детям есть на что посмотреть. В гардеробе
меня попытались по-немецки надуть турецкие тётки, требуя двойной оплаты
по пол-доллара за мой рюкзак и сумку жены, так как это вещи фрау, это
ваш рюкзак, стало быть цвай персон, а у нас плата за каждый персон J
Прикинулся тупым и упрямо нахамил им по-английски - типа, что за проблема?
вот он я, уан персон, где вы видите вторую, моя твоя не понимай, весьте
на один крючок. И как всегда, все таблички в музее только по-немецки,
хотя именно иностранные туристы составляют большинство посетителей.
Странно, но почтовых марок в Мюнхене купить было нелегко.
В киосках, где продают открытки, не продают марки. А на почте (поди
ещё найди её!) небольшая, но крайне неспешная очередь. Правда есть автомат,
торгующий ими за монетки, но он не оповещает какого достоинства марки
годятся для какого типа отправлений, и потребовались дедуктивные способности
чтобы выяснить, что для открытки по Европе достаточно 0,56 евро. Ещё
что заметно: крайне мало пользуются карточками: практически все платежи
наличностью. Из международных признают лишь кредитки типа Visa и Master
Card, остальное - местные экзотические карты немецких банков. Моя Visa
Electron, годная для получения денег в банкомате и для оплаты покупок
и в Скандинавии и в Питере и в Вологде, в Германии оказалась бесполезной.
Мало того что баварцы считают себя лучше всех, так
ещё и крайне чувствительны к нарушению их личного пространства. Упаси
Бог кого из немцев не то чтобы толкнуть - просто задеть в магазине или
на тротуаре (что нелегко, так как в магазинах тесно, тротуары узкие,
а по газонам ходить запрещено, не то что колёсами заехать - тут же бдительные
пенсионеры вызовут полицаев). Нарвёшься на яростную ругань. Подрезать
на дорогах и вообще грубить в движениии может быть опасным для жизни:
не стоит попусту будить тевтонскую ярость. Надо сказать, что велосипедисты
в Германии недисциплинированы и несмотря на специальную разметку ездят
где попало почти что сбивая пешеходов. Выгул собак без намордника и
поводка обычное дело, к тому же псины имеют полное право гадить на газонах
и в парках, это у них из якобы умилительной любви к животным. Зато перед
автомобилями пешеход имеет железное преимущество: обязательно пропустят,
даже если ты ещё и не вступил на переход.
Немецкая эротика сводится к полуночным показам механической
порнухи и секс-шопам гомосексуального характера. В Мюнхене есть даже
музей эротического искусства, но в силу семейного отпуска мы его не
посещали J В жизни же германцы выглядят блёкло: мужики с унылыми лицами
не провожают даже симпатичную (читай - иностранную) женщину глазами,
дамы одеты как попало, скромно, эмансипированно, никакой грации в походке,
никакой игры во взгляде. Иностранцы привносят в немецкую жизнь живую
сексуальность. В вагоне метро симпатичный высокий негр ехал с весьма
носатой но привлекательной подругой турецко-арабской внешности и нежно
играл с ней глазками, гладя её всё время по коленке. В парках и на улице
молодые итальянцы, испанцы, французы целуются и обнимаются. На эскалаторе
метро наблюдали низенького (на 15-20 см короче дамы) парня какой-то
балканской наружности с высокой блондинкой порядка метр восемьдесят,
рука парня уютно возлегала не то чтобы на попе подруги, а скорее даже
уже ниже: Так и пошли гулять по центру - похоже, оба наслаждались таким
негласным общением и были не прочь повеселить окружающих J.
В первый день пребывания 3 июня мы обошли с детьми
практически весь замечательный и обширный мюнхенский зоопарк (Tierpark
Hellabrunn), проведя там около 6 часов. Звери не в клетках, а или за
бронированным стеклом, или в очень просторных вольерах огороженных рвом.
Часто во рву плавает форель или ещё какая-то рыба и вездесущие утки.
Над водоёмом - кормушка, опускаешь монетку, поворачиваешь, и порция
корма сыплется в воду - но если ранее это стоило 50 пфеннигов, то ныне
50 центов: в 2 раза дороже. Это типичный трюк мелкого бизнеса при переходе
с национальной валюты на евро: цены за сервис взвинтили от 20 до 100%,
чем немецкий потребитель весьма недоволен. По дороге в зоопарк и обратно
наблюдал речку Изар: в южной части Мюнхена её основной поток пустили
по новому руслу, а в старом русле плавают рыбы, лебеди, вокруг дикие
пляжи - на каменистых берегах невзирая на встречающиеся кучи строительного
мусора и битые бутылки загорают крепкозадые немки, в кустах тусуются
какие-то алкоголики, тут же бродят пузатые нудисты:
В зоопарке была забавная картинка у вольера с редким
азиатским носорогом. Толстокожее чудище с отпиленным рогом мирно жевало
сено, повернув к зрителям необъятный зад, покрытый складками панциря
как у динозавра. На бедре у носорога была заживающая рана, то ли об
камень он стукнулся, то ли боднул сосед (в данный момент носорог был
один). Табличка же (всё на немецком) почему-то изображала животных в
момент когда они предаются плотской любви. Я стал рассуждать на тему,
самец это или самка, так как с ходу это было совершенно непонятно. Тут
появились два работника с ведром воды и банками какой-то присыпки и
мази. Носорог не спеша бросил сено и пошёл к парням, которые ополоснули
ему раненое бедро а также зад, и начали распылять на рану лекарства,
похлопывая и поглаживая гигантскую скотину. К радости молодых девиц
и прочих посетителей у носорога от удовольствия встал член - и вопрос
о половой принадлежности сразу прояснился. Причём достоинство размером
с мою не тощую ногу имело на конце большую загогулину под обратным углом,
и понять как эту штуку заправляют в носорожиху я так и не смог. Может
потому и вымирают?
Хофброй
Хофбройхаус (Hof-Brau-Haus) - "придворная пивоварня",
- не просто кабак, где сиживали бесчисленные баварские знаменитости,
а также Маркс, Ленин, Гитлер, - это целый "институт", понятие,
неотъемлемая часть Мюнхена. Массивное кирпичное здание со сводчатыми
перекрытиями, насчитывающее столетия истории со дня своего основания.
Типичный старобаварский пивзавод с тремя этажами пивных залов и внутренним
двориком. Его не раз перестраивали, но и поныне там подают в литровых
кружках пиво, которое варят прямо в самом заведении. Входя внутрь этого
немецкого "гадюшника", не ощущаешь типичного для России духа
пролитого и прокисшего пива, зато глохнешь от гула, и чем позже вечер
тем громче шум: все орут, поют, свистят: Акустика такова, что общий
гул накрывает тебя в любом углу, и чтобы беседовать приходится почти
кричать, добавляя децибеллов в общий гомон. На стенах - портреты и списки
почётных посетителей, известных наверное лишь мюнхенским краеведам.
Где сидел Гитлер или Ленин - узнать не удалось. Грубые деревянные столы
и скамьи. Литровые кружки необъятны и тяжелы сами по себе, однако официанты
умеют носить сразу аж по 12 таких... В меню к пиву - традиционные закуски
из свинины, жареные колбасы с квашеной капустой, хотя есть и вино и
салаты для дам, не склонных пухнуть и набивать желудок. Нынче в заведении
полным полно иностранцев, особенно китайцев. Оркестр играет баварские
марши и похожие друг на друга застольные песни, а также для разнообразия
изображает международную смесь от испанских до русских мелодий. Пиво
(я пил по очереди светлое и тёмное за два вечера) приятное и на первый
взгляд обычное, не густое, но благодаря подбору хмеля обладает двумя
свойствами: от него становится жарко и повышается настроение. В 1923
году Гитлер именно тут дрался этими самыми здоровенными пивными кружками,
когда учинил "пивной путч". А когда попал за это в мюнхенскую
тюрягу, то сочинил на досуге знаменитый труд "Майн кампф".
Ещё о пиве
Пивных бессчётное количество, типичная цена поллитрового
бокала 2,5-3 евро. Но это не пиво дорогое, а ресторанная наценка. К
тому же официант при расчёте остаётся ждать, что ты ему округлишь сумму
вверх, вознаграждение за сервис, типичный размер чаевых вплоть до 10%.
Деньги только из рук в руки. Оставлять бабки на столике уходя - не дело:
их тут же сопрут. В магазине же целый ящик пива в зависимости от торговой
точки и марки стоит всего 10-15 евро. Практически все марки пива хороши,
одни более насыщены по вкусу (Warsteiner), другие нейтральнее (Paulaner).
Lowenbrau, Holsten не уважают из-за слишком пустого вкуса. Основным
моментом является то, что практически у каждой пивоварни пиво бывает
Weiss (пшеничное мутное с кислым вкусом и запахом, местные его обожают
из-за якобы полезности), Dunkel (тёмное) и Helles (нормальное светлое).
Ещё раз упомяну, что во всех заведениях туалеты у немцев полу-платные,
надписи взывают к совести бюргера положить монетку в пользу уборщиков,
хотя есть и такое благо: на каждой станции метро есть более менее приличный
бесплатный клозет.
В Мюнхене и вообще в Германии не увидишь прохожих с
бутылкой пива в руке: то ли запрещено, то ли не принято. Так что для
нищих такой источник дохода как сбор бутылок - капут. Бомжи ползают
по урнам, ищут нет ли чего съестного: Для распития на природе условий
не много: разве что обширный Englische Garten, Английский Сад, где на
лишённых запрещающих табличек лужайках, затарившись ящиками пива, компании
горожан загорают и бегают отливать в кусты. Но опустошённые бутылки
вместе с ящиком из экономии сами уносят дабы сдать в магазин.
Жильё
Ночи в Баварии тёмные, дворы жилых кварталов густо
заросли зеленью, а уличное освещение крайне тусклое из экономии, впрочем
в силу полицейского мышления граждан на улицах спокойно и грабителей
практически нет. С жильём в Мюнхене просто беда. Строительство жилого
фонда практически не идёт, цены на квартиры самые заоблачные в Германии
и сравнимы с Хельсинки. При том типичный немецкий многоквартирный дом
из пресловутой их экономии не имеет центрального бойлера, вместо этого
в ванной электрический титан литров на 100-150, который днём легко выцедить,
а нагревается по новой лишь ночью после 10 часов, по экономному тарифу,
а на кухне горячей воды нет (типа ставь посудомоечный агрегат, вот и
решишь проблему). В кафе же, да и везде в общественных туалетах вода
из крана идёт только холодная. В жилом доме нельзя шуметь, играть на
инструментах и вообще как-то себя проявлять с 22 до 6 утра, а также
с 14 до 16 часов (тихий час!). Иначе - звонок бдительной соседки, полиция,
протокол и штраф.
Впрочем у моего друга 35-летняя соседка, докторша наук
из Аргентины со звучным латинским именем, два раза в неделю себя проявляет
весьма шумно - во время посещения её мужчинами (у ней двое любовников
южных кровей, и они приходят по очереди). В пятницу после 23 часов за
тонкой стенкой кухни, где мы сидели за прощальным пивом, как раз был
"её день", и минут 30-40 с перерывом (видимо на восстановление
боеготовности приятеля) она бурно стонала и вскрикивала, изливая на
мужика потоки горячих испанских слов любви и страсти )
И ещё момент: практически все двери открываются не
туда. Т.е. мы привыкли толкать дверь в подъезде, в кафе, в туалете наружу
- да и по правилам пожарной безопасности что в Финляндии что в России
так положено, чтобы не затруднять эвакуацию - а в Германии при выходе
их чаще всего нужно тянуть на себя. Так что входя наш брат иностранец
вечно дёргал ручку не туда, а при выходе безуспешно толкал дверь ногой.
Деревня
На обратном пути в Росток 8 июня в Мюнхене было +15;
выехав пораньше я пилил по автостраде то под дождём, то просто при сильном
ветре, и к полудню автобан мне уже надоел. Севернее Лейпцига заскочили
в Макдональдс (внешне в этой американской едальне всё как везде, только
на кетчупе немцы экономят, и обслуживают утомляюще медленно, да и разобрать
хоть какие-то отдельные слова из местной версии немецкого было невозможно),
решил съехать на провинциальное шоссе. Дождь ослабел, стало теплее.
Дубовые и липовые леса непосредственно вдоль самого шоссе (и случись
что, никуда не съедешь, обочины нет, экономит же немчура), красивые
каналы и речки, в полях кроме синих васильков - красные ковры дикого
мака: Дорога, весьма узкая, обрамлённая вековыми деревьями, но очень
ровная, шла через десятки селений и древних живописных восточногерманских
городков, насчитывающих по 600-800 лет истории. Трактора маленькие,
какие-то уж совсем экономные. А раз выехал на дорогу комбайн - хотя
и небольшой, и со сложенной жаткой, но еле разъехались. Ухоженные поля,
опрятные сёла, но некоторые городки в центре страны, вроде Косвига,
были порой жутковатые: раздолбанные кривые улочки, покосившиеся дома,
какие-то руины словно их недавно бомбили, заросшие дикой порослью сады,
и - ни души: очевидно народ съехал отсюда уже давно в поисках лучшей
доли.
В городках, где люди всё же живут, как правило из автомобиля
не замечаешь ни приличного вида кафе, ни толковой заправки. Зато как
ни странно встречаются автомагазины - Мазда, Шкода, Ниссан, а также
непременная миниатюрная гостиница, Гастхаус. Нередки жёлтые таблички
с указанием объезда ("умляут"), но инстинкт подсказал мне
что им не нужно следовать. И верно: один финн на пароме рассказывал,
как по этим табличкам он забурился в глушь, и пока на одном конце деревни
(где по его впечатлению иностранца никогда не видели) он выяснил у немца
как выбраться на шоссе, потом петлял согласно путаных указаний и заблудился
на другом конце села, то другой встречный местный житель сразу же обрадовался:
"А, ты тот самый иностранец, который ищет дорогу!":
На север
В Ростоке на паром в Финляндию в очередь рвутся русскоязычные
перегонщики. Вечер солнечный, тихий. Погрузка закончена вовремя, но
по восточногерманской привычке халтурить немцы в порту не выдерживают
расписания, и паром отходит от причала на 15 минут позже, так что и
в Ханко швартуемся с такой же задержкой. На верхней 10-й палубе прохладно
на ветру с Балтики, и, ожидая отплытия, народ надевает куртки, но рядом
живописная группа обёрнутых в полотенца мужиков с бутылками пива в руках
галдит перемежая речь знакомым крепким словом "перкеле": финские
дальнобойщики уже успели после въезда в трюм посетить в сауну, и вот
вылезли прохладиться. Набрав балласта, паром дижется на север дрожа
как вагон пассажирского поезда. Волнение малозаметное на глаз, но зыбь
на самом деле есть, слегка качает. Вдали на датском берегу вспыхивают
маяки. Небо бледное в фиолетовых и темно-серых разводах облаков. Плыть
к финскому берегу приятно: финны всё же, живя в более суровых погодных
условиях, более приветливы, и не стремятся так осложнять жизнь друг
другу как немцы:
Хотя: вот наступает момент швартовки и выгрузки. В
трюме минут 30 народ, забравшийся в своих железных коней, ждёт пока
в открытой комовой части парома выкатят на причал занимающие её фуры.
И как только появляется просвет, то казахские и русские перегонщики
тут же нервно рвут и сигналят подрезая друг друга, пытаясь вырваться
первыми на финский берег. Но тут же сбавляют пыл и едут чинно между
двух финских таможенников, для порядка стоящих на причале. Паспортного
контроля и тут нет. Попетляв по городу, где на глаза попадается непременный
полийцеский патруль, вся кавалькада в итоге вываливается из курортно-отпускного
Ханко длинной очередью, смешиваясь с потоком финских дачников. Шоссе
на Хельсинки что спереди, что сзади представляет сплошную очередь, причём
вопреки распространённой в Финляндии легенде сумасшедшими обгонами наши
не грешат и едут строго по ограничению скорости, 80-100 км/ч. Ближе
к городку Таммисаари движение тормозится, что объясняется наличием засевшей
во поле дорожной полиции - и трёх полицейских авто на обочине, где стражи
порядка, потрясая штрафными квитанциями и алкометрами, разбираются с
горячими финскими парнями, отловленными за обгон в запрещённом месте
и превышение скорости. А ни одного "русского" не тормознули:
Общее впечатление: Германя после Финляндии не кажется
экзотичной. Заранее думаешь что вроде бы великая страна, она и больше,
и солиднее, а на поверку всё гораздо обыденнее и скромнее. В Мюнхене
туристу при деньгах есть куда зайти и на что посмотреть, особенно если
склонен к дегустациям пив и закусок, к созерцанию жизни во всех её проявлениях.
Всякие загородные красоты, типа сказочных замков сумасшедшего короля
Людвига Второго на живописных озёрах и горная местность Верхней Баварии,
остались мною не увиденными. От Мюнхена рукой подать до Австрии и альпийских
горных курортов, туда ходят электрички и автобусы. А побродить не торопясь,
посидеть в хорошей компании в пивнухах и ресторанах Мюнхена я бы хотел
ещё :)