Топка финской бани и старинные финские банные обычаи
В
старину баня была для финнов святым местом. Сначала она находилась во
дворе, а лишь с начала 20 века на берегу озера по примеру дачников из
высших сословий. В баню ходили обычно регулярно только один раз в неделю.
Чтобы истопить баню «по-черному» для нескольких смен парильщиков уходил
целый день. Нужно было правильно выбрать дрова, уметь их закладывать
в печь и вовремя подбрасывать дополнительно; чтобы топить баню и вязать
веники нужно время. Этой неторопливости при топке бани и умению правильно
вязать веники учились из поколения в поколение.
Многие обычаи регулировали поведение парильщиков. Согласно
пословице «в бане надо быть как в церкви», с благоговением. Обычно предупреждали,
что в бане нельзя галдеть, ругаться, сплетничать, клеветать, пердеть
или шуметь. Этим правилам и обычаям обучали и детей.
Финские этнографические источники со значительной последовательностью
указывают на ошибочность существующего всемирного представления о финской
банной культуре как о всеобщих банях. В деревенской общине мужчины и
женщины мылись в отдельных сменах. Только позднее стали в баню ходить
семьями. Раньше хозяин с работниками ходили в баню первыми, после полевых
работ, а хозяйка с работницами потом, после дойки коров.
Финская литература изобилует красочными банными эпизодами.
Один из наиболее известных описан в романе «Семеро братьев» Алексиса
Киви; братья парились в рождество на соломе в новой курной избе, наслаждаясь
рождественским пивом, пока баня не загорелась, и чтобы не замерзнуть
насмерть, им пришлось в одних рубахах пробежать через зимний лес до
ближайшего дома! Литература основана на богатой народной традиции.
Баня была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного
года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали
лен, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной
картофель, стирали белье. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые
члены рода работали вместе несколько дней подряд, коротая время народными
рунами и песнями: в ритме работы пели, например, эротические песни,
рассказывали предания и сказки, загадывали загадки.
В народном календаре внимание обращали на знаменательные
дни, когда гадали на удачу в будущем году в промыслах, в женитьбе. На
Карельском перешейке в Кой-висто баню топили в канун нового года в каждом
доме очень рано до рассвета. Говорили, что «работы в течение года будут
поступать вовремя, если дым поднимался в новогоднее утро на небо до
солнца».