Народные предания о финской бане в переломные моменты жизни
Баня
всегда была для финнов святым местом, куда ходили очищать не только
тело, но прежде всего душу во все переломные моменты человеческой жизни
от рождения до обмывания покойника. Все без исключения банные ритуалы,
связанные с разными периодами жизни,исполнялись женщинами. Лишь в том
случае, если переход из одного состояния в другое по мнению общины почему-то
не получился, - например, ребенок или пациент был очень болен, - вызывали
в помощь колдуна, заклинателя, народного целителя. Речь шла о кризисе,
для разрешения которого нужен был самый сильный религиозный лидер местности
или семьи, женщина или мужчина, который восстанавливал в общине порядок
с помощью целительных обрядов.
До Второй мировой войны финская женщина обычно рожала
в бане. Надо помнить, что баня была отапливаемое, чистое помещение,
самое гигиеническое в деревенских условиях. До начала 20 века соблюдали
традицию женского «банного времени», которое могло продолжаться целую
неделю, пока новорожденного торжественно не вносили в избу. По старой
народной традиции отец мог только тогда увидеть своего ребенка. По древнему,
дохристианскому обычаю Северных стран ребенок получил имя, когда старейшина
рода обливал его водой. Позднее обливание заменило христианское крещение.
Суть финской бани
Баня является частью финского идентитета и национальным
достоянием, процветающим и в 21 веке. Сравнение финской бани с подобными
заведениями и обычаями других народов позволяет по-новому увидеть свои
традиции и лучше понять обычаи и сущность других культур. Знакомясь
с другими, мы глубже познаем и самих себя. Несмотря на различия, потовая
палатка американских индейцев, или «инип», японское фуро и финская баня
имеют много общего, прежде всего, на духовном уровне. Главная цель парилки
в бане, потовой палатки, купания в горячей воде фуро не очищение тела,
а расслабление и тела, и души человека. Ключевое слово здесь «возрождение»
- именно это происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего
купания.